Главная > История, Новости > Ну, и кто в этой ситуации был перспективнее, Шахтер или Заря?

Ну, и кто в этой ситуации был перспективнее, Шахтер или Заря?

11 января 2011

Своя рубашка предлагает всем желающим окунуться в финансовую сторону отечественного спорта номер один на заре его существования.

Голы, очки, места в таблице — это, конечно, все крайне интересно и занимательно. Но «шахматку» первого чемпионата можно найти достаточно просто, источников информации на эту тему хватает. А вот чем, точнее, на что жил украинский футбол в самом начале своего пути — вот этот вопрос почему-то очень мало и редко освещаем. Давайте попробуем вместе заполнить этот пробел.

Для начала предлагаю вспомнить вот что. Первая половина 92-го — это то самое, воистину замечательное время, когда в Украине вполне официально ходили две валюты (советский рубль и украинский купонокарбованец; у них даже курсы разные были), а реальной валютой была третья. И вот курс этой самой валюты, пресловутого доллара США, нас и интересует. Поскольку цены что в рублях, что в купонах сейчас нам не скажут ни о чем.

Итак, сколько же стоил доллар в Украине первой половине 92-го. Конец января — 140 рублей, середина июня — 160. Это на так называемом черном рынке. Были и другие курсы, например, Нацбанк регулярно публиковал официальный и рыночный курсы рубля к доллару. Так вот, согласно этим данным, в начале года (к середине оного курсы эти практически не изменились; время сумасшедшей гиперинфляции было еще впереди) официальный курс рубля к доллару был 5,6, а рыночный — 110. Продажа новой валюты, многоразовых купонокарбованцев осуществлялась по курсу 50 украинских денег за одну американскую. А вот официальный курс купона к рублю был 1:1, фактически же купон был дешевле и менялся примерно на 80 советских копеек. Вот такие чудеса на виражах были почти 20 лет назад.

Для понимания ситуации еще несколько цифр. Стоимость некоторых продуктов в январе 1992-го (к середине года, конечно, цены выросли, но не в десятки разов):

поллитра Жигулевского — 4-6 рублей;
бутылка водки — 37-40;
кило колбасы вареной — 70-80, копченой — 100-170;
буханка хлеба — 1-5;
картошка — 4-7;
свинина — 50-90;
говядина — 60-120.

Однокомнатная квартира на столичном левобережном районе Русановка стоила тогда приблизительно 5-6 тысяч долларов. Вот такие тогда, в молодом украинском государстве были деньги и цены. Что ж, теперь вы достаточно подкованы — и мы можем пройти по финансовым вопросам самого первого украинского чемпионата.

Начнем, как водится, с самого начала. То есть с заявочного взноса на участие в турнире. Суммы были следующими: высшая лига — 30 тысяч рублей, первая — 25, переходная — 20. Любопытно, что разница между лигами в те годы была куда скромнее, чем сейчас. Суммы, кстати, весьма скромные, но у некоторых клубов не было денег даже на это. Например, одесскому СКА на взнос облспорткомитет финансов выделил. В общем, перспективы у армейцев вырисовывались весьма «оптимистичными», что и подтвердил первый чемпионат — одесситы благополучно вылетели в первую лигу, а там и вовсе загнулись, переквалифицировавшись в дубль Черноморца.

Впрочем, в те годы ситуация с нехваткой денег не была чем-то уникальным. Например, перед стартом чемпионата руководство донецкого Шахтера рассказывало, что финансы вовсю распевают романсы. Вот, мол, один из бывших тренеров свою фирму открыл («Алекс» называлась, авось кто в Донецке упомнит), глядишь, поможет. А в то же самое время луганскую Зарю взяла под свое крыло московская фирма МАЛС, которая даже в названии клуба появилась. Глава этой самой Международной Ассоциации Людей Севера (таковой была одна из версий расшифровки) рассказывал в интервью, что компания чувствует себя весьма уверенно — несколько кирпичных заводов в СНГ, совместная с французами парфюмерная фабрика в Лионе, своя авиакомпания (22 самолета, 8 вертолетов) в Украине. Ну, и кто в этой ситуации был перспективнее, Шахтер или Заря?

Разумеется, на виду было Динамо. Тогдашний президент клуба Виктор Безверхий, инициировавший создание при ФФУ Совет президентов футбольных клубов (ничего не напоминает?), предлагал учредить Фонд развития футбола Украины. И даже был готов сделать первый взнос в размере 50 тысяч долларов. Сравните с положением того же СКА. А еще главный динамовец обещал в 1994-м сдать в эксплуатацию крытый стадион с искусственным покрытием — то ли на Нивках, то ли в Конча-Заспе. Как вы знаете, в 1993-м в Динамо произошел переворот, фигура Безверхого стала историей. Поэтому проверить, построил бы он этот самый стадион или нет, не представляется возможным. Впрочем, в том же 93-м было не до грандиозных строек. В том числе и Динамо.

Кстати, если вы считаете, что все в том Динамо держалось на одном Безверхом, то глубоко ошибаетесь. Вот была в Николаеве такая команда Судостроитель, в начале 92-го переименованная в Эвис. Так вот — эта самая фирма Эвис и была одним из спонсоров киевского клуба. Опять-таки, ничего не напоминает? Разве что нынешний «Эвис» не переименовали в свое время, и он так и называется — Днепр.

Кстати, о Днепре. В 1992-м финансовой поддержки Леонида Кучмы, тогда еще скромного директора Южмаша, явственно не хватало. Поэтому ФК решил зарабатывать деньги самостоятельно. Закупили за 200 тысяч долларов оборудование для производства попкорна, установили его в колхозе с замечательным названием Путь к коммунизму (Магдалиновский район) — и вперед. 15 миллионов пакетиков планировалось сходу выпускать. На матче с Динамо, например, пакетик этого самого попкорна по 8 рублей продавали.

Много это или мало? А давайте сравним с ценами на билеты. Вот вам все тарифы всех высшелиговых стадионов.

Киев, Республиканский (100000 мест) — 4-6 рублей
Одесса, ЧМП (43000) — 10
Донецк, Шахтер (42000) — 10-15
Львов, Украина (42000) — 8-10
Харьков, Металлист (36000) — 12-15
Луганск, Авангард (35000) — 8-12
Днепр, Метеор (30300) — 4-12
Николаев, Центральный (25000) — 10
Винница, Локомотив (25000) — 10
Симферополь, Локомотив (25000) — 8-10
Запорожье, Металлург (23500) — 10-15
Тернополь, Центральный (17500) — 15
Черновцы, Буковина (16500) — 10-20
Луцк, Авангард (15000) — 10-15
Кременчуг, Политехник (11500) — 5
Запорожье, Торпедо (10000) — 8-25
Ахтырка, Нефтяник (9700) — 25
Шепетовка, Темп (7500) — 20
Ивано-Франковск, Электрон (6200) — 10
Одесса, СКА (6000) — 5-10

Как видим, самые дорогие билеты были отнюдь не в самых больших городах — а как раз в самом маленьком. А теперь можете взять вот здесь среднюю посещаемость в том сезоне и посчитайте, сколько клубы на билетах заработали.

Верно, как сейчас, так и тогда — мизер. Потому как, к примеру, бюджет среднего клуба переходной лиги в первом чемпионате составлял примерно 3 миллиона. Перволиговому Полесью на проживание больше 7 миллионов необходимо было. Подолье в 6 миллионов вкладывалось, но это без содержания стадиона и ДЮСШ (плюс еще миллиона 2-3). А высшелиговому Днепру 15 миллионов было немного, но маловато.

Так что зарабатывали, как могли и где могли. Программки продавали, например — от 1 до 5 рублей, в Днепропетровске 10. Металлист перед началом сезона товарищеский турнир в Полтаве выиграл — 9 тысяч в клубный бюджет. (А еще харьковчане отличились оригинальной просьбой: уговорили местное ТВ не показывать домашние матчи команды, дабы больше народу на стадион приходило. Не очень-то и помогло, кстати.)

У Динамо дополнительных вариантов заработка поболе было. Например, еврокубки — там уже билеты не 4-6 рублей стоили, а 8, 15 и даже 30. А еще простому болельщику можно было стать членом клуба — только взнос сделать, и готово. Взнос был таким:

-для школьников, учащихся ПТУ, солдат срочной службы по 10 рублей;
— студентов техникумов и вузов, военных училищ по 15;
— остальным по 25.

Платили не за просто так — членам клуба выдавался членский билет, значок, атрибутика, печатная продукция. Гарантировались билеты на все домашние матчи команды.

А сколько же зарабатывали непосредственные участники футбольного действа? Начнем, пожалуй, с арбитров. Итак, ставки у главных арбитров были такими:

— высшая лига — 300 рублей;
— первая — 250;
— переходная — 200.

Лайнсменам платили ровно вполовину меньше. При этом максимум, который судья мог отработать в поле за месяц был 4 поединка. В общем, логично, по матчу в туре.

С футболистами посложнее — как и сейчас, тогда суммы не очень-то афишировались. Хотя вот Илья Цымбаларь как-то в интервью рассказал, что после всех положенных отчислений на руки 2000 рублей ежемесячно получал. Много это или мало? Как посмотреть. Например, в первой лиге премиальные за один матч такие были. Нет, сначала установили таксу 1,5 тысячи за выездную победу, тысячу за домашнюю. Но с ростом цен клубы в два раза подняли:

— победа на выезде — 3000;
— победа дома — 2000;
— выездная ничья — 1500;
— домашняя — 1000.

Это пример хмельницкого Подолья. Они же рассказывали, что одни сборы команды около 100 тысяч стоили.

А вот в высшелиговой Заре за один матч, с Нефтяником (ничего особенного в сопернике не было, просто команда стартовала с трех поражений, вот чтобы дух командный поднять, спонсоры и раскошелились на следующий матч, против Ахтырки и раскошелились) каждый футболист в случае победы 5 тысяч получал. Плюс 500 за гол. Так что Тимерлан Гусейнов тогда богаче всех оказался, с дублем-то.

А теперь — так, для сравнения — один любопытный фактик. Сергей Юран, в 1991-м перешедший из Динамо в Бенфику, весной 1992-го приобрел себе домик в Португалии. За 200 тысяч долларов. Как вы понимаете, это не за накопленные в СССР рубли. Ясное дело, что не всех в Бенфику брали, но даже в том же Израиле, куда из многих украинских клубов народ повалил после развала Союза, зарплата была не 20 долларов. И даже не 30. Поэтому когда удивляетесь отъезду из великого советского и постсоветских чемпионатов куда-то к черту на кулички, не забывайте и этот финансовый момент учитывать.

Ну, и завершим наш финансовый обзор логичными данными — призовым фондом чемпионата и Кубка. Чемпион Украины получал от спонсора 150 тысяч рублей, вице-чемпион — 100 (как и обладатель Кубка), бронзовый призер — 75. Были и индивидуальные призы. Например, Сергей Шевченко как лучший игрок чемпионата и Юрий Гудыменко как лучший бомбардир получили по 50 тысяч (треть от всей суммы, которую Таврия за чемпионство поимела!), лучшему вратарю первенства полагалось 30 тысяч.

Такие вот были веселые в финансовом плане времена. Не все мы охватили, не во все цифры верится (например, в одной из тогдашних газет нашел упоминание о том, что директор столичного Республиканского требовал от журналистов, точнее, от их изданий, по 9-12 тысяч рублей за каждое место в ложе прессы), но примерную картину набросали. Любопытно сравнить с нынешними временами. В чем-то кардинально отличается тот бурный 92-й, а что-то очень похоже. Люди ведь, по большому счету, остались одни и те же — даже по персоналиям, так с чего бы меняться? Разве что валюта другая, да и расценки сейчас, как ни крути, куда выше.

football.ua




Комментирование отключено.



Луганский рейтинг Rambler's Top100 Украина онлайн