Вернидуб: «В этом сезоне молодежь не просто создает конкуренцию, а выдерживает и выигрывает ее»
Главный тренер Зари Юрий Вернидуб дал эксклюзивное интервью нашему сайту, ответив на вопросы о прогрессе команды и борьбе за зону еврокубков.
После матча против Металлурга все видел в глазах своих ребят
— Юрий Николаевич, эксперты на телевидении отмечают – дескать, Заря вовремя проиграла донецкому Металлургу (0:4), после чего с новыми силами ринулась в бой и начала удачную серию. С другой стороны, и до этого поражения ваша команда пять матчей подряд не проигрывала, обыграв при этом Динамо и Днепр с общим счетом 5:0. Как определить значение поражения Металлургу, если смотреть на дальнейшие успехи?
— Считаю, что если бы в той игре не удалили Сашу Грицая, то результат был бы совсем другой. Я уже говорил, что команда играла достаточно неплохо, были моменты, а игроки Металлурга только изредка переходили на нашу половину поля. А так, удаление уже на 20-ой минуте надломило ребят психологически. В то же время очевидно, что команда не имеет права разваливаться даже в меньшинстве. Но, вы знаете, никаких серьезных изменений после этого поединка мы не делали. Продолжали работать в том же русле.
— Но поговорить по душам пришлось?
— Дело в том, что ребята сами очень переживали после этой игры. Конечно, мы поговорили, вместе сделали выводы. Но я же все видел после того матча в глазах своих ребят – они были настроены не сбавлять свой темп, доказать, что это поражение было случайностью. Считаю, в следующих играх им удалось это показать на деле.
— Что вас расстроило больше всего в том злополучном для вашей команды матче?
— Расстроило, что после удаления мы рассыпались в оборонительных действиях.
— После игры, как я понимаю, вам пришлось успокаивать футболистов, а не устраивать разбор полетов?
— Успокаивать? Пожалуй, тоже нет. Был серьезный разговор на тему того, что нельзя рассыпаться даже в меньшинстве. Особенно в обороне тогда происходили огромные провалы. Подтверждение того, что нужно продолжать играть в любом случае – матч Днепра в Ужгороде: команда вроде бы оказалась в меньшинстве, но футболисты доказали, что они – одна команда, и обыграли непростую Говерлу в два мяча.
Наша молодежь совсем по-другому начала относиться к тренировочному процессу
— Десять дней тому назад Евгений Геллер наконец-то во всеуслышание сказал, что задача Зари – зона еврокубков. А когда вы лично и футболисты услышали, что перед вашим коллективом стоит такая задача? Не с экрана же телевизора, наверное?
— Еще перед началом чемпионата мы все желали сделать очередной шаг вверх. Я всегда говорил, что все нужно делать постепенно, и говорил, что моя команда стала еще на год мудрее и сыграннее, ведь особых изменений в составе у нас не было. Плюс – большой объем работы, который ребята проводят на тренировках в межсезоньях и зимних паузах, принес свои плоды. Поэтому мы раньше мечтали и планировали как можно лучше выступить. Поэтому когда возникла возможность побороться за зону Лиги Европы, почему бы этой возможностью не воспользоваться?
— С момента, когда вся страна узнала, что президент клуба поставил перед командой такую цель, вы заметили какие-то изменения в поведении своих подопечных?
— Нет. Как мы настраивались на каждый матч, так и настраиваемся сейчас. Мы понимаем, какой груз ответственности лежит на нас, поэтому понимаем, что на каждую игру нужно выходить, словно на последний бой, и добиваться положительного результата. Но, поверьте, мы и до этого пытались делать то же самое. Просто когда появляется такой шанс – еврокубки, грех не приложить все силы, чтобы достичь цели.
— Под вашим руководством Заря постоянно прогрессирует, по крайней мере, с точки зрения турнирного положения. Когда наступил момент, когда вы поняли, что с этой командой можно решать задачу попадания в еврокубки?
— Во-первых, многое зависит от трансферной политики клуба. Мы не делаем глобальных, больших изменений, но каждый год приобретали достаточно неплохих футболистов, проделывали хорошую точечную селекцию. Во-вторых, за ребятами каждый год наблюдается все большая сыгранность. В третьих, немаловажно, что на данный момент наша молодежь совсем по-другому начала относиться к тренировочному процессу, и эти ребята действительно заслуживают появляться на футбольном поле достаточно часто и доказывают свою профессиональную состоятельность, что радует меня больше всего. В прошлом году у нас было 11-12 человек, на которых можно было положиться. Сейчас же у нас 22 полевых игрока и три вратаря – и все эти люди заслуживают выходить и играть, все понемножку прогрессируют, становятся более сильными и мудрыми. Поэтому совокупность этих факторов позволила нам бороться за зону Лиги Европы именно в этом чемпионате – как итог работы за несколько лет.
— А наличие многих неопытных футболистов: Шевченко, Гордиенко, Малиновского, Петряка, Чайковского, которые регулярно получают игровую практику, случайно, не усложняет вам жизнь, когда речь идет не только о воспитании молодежи и создании команды на будущее, а острой борьбе здесь и сейчас?
— Наоборот. Все эти ребята создали такие условия в команде, в которых за каждое место в составе у нас есть серьезнейшая борьба, есть конкуренция. И что самое важное – эти футболисты не просто создают ее, а выдерживают и часто выигрывают ее у своих более опытных партнеров. Мы ставим молодежь в состав не потому, что просто делаем шаг навстречу, и завлекаем ребят. Они заслуживают играть. Поэтому я просто не могу поступать иначе.
На месте не сижу: смотрю, читаю, пытаюсь развиваться
— На сегодняшний день вы не считаете, что у главных конкурентов за пятое-шестое место: Черноморца, Ворсклы, донецкого Металлурга составы укомплектованы более сильными футболистами?
— Не имею права обсуждать другие команды. А если говорить о Заре, то я считаю, что мы достаточно хорошо укомплектованы для того, чтобы продолжать нашу борьбу до конца.
— Вы наверняка изучили календарь Зари, Черноморца, Ворсклы, Металлурга. Ваши первые мысли?
— Конечно, изучал. Считаю, что у нас календарь немного сложнее, чем у конкурентов. У нас остались матчи дома с Говерлой, на выезде с Севастополем, а дальше – две игры против Шахтера и Динамо.
— Но у конкурентов тоже есть по две игры с командами из топ-четверки.
— Да, но не с теми командами – у нас конкретно две игры против грандов. Ни в коей мере я не жалуюсь и не пытаюсь подготовить почву для оправдания. Но лично мое мнение – у нас календарь немного сложнее, чем у Ворсклы и донецкого Металлурга.
— Собственно, а Черноморец вы рассматриваете как прямого конкурента?
— Считаю, эта команда в двух последних турах доказала, что она как была сильной, так и осталась такой. Благодаря работе Романа Григорчука даже в этой сложной ситуации Черноморец сумел добиться того, чтобы продолжить конкурировать с такими соперниками, как Металлист, Динамо, Шахтер.
— Хотите сказать, что пока Черноморец недосягаем?
— Не хочу, потому что между нами всего четыре очка разницы, а впереди еще столько же туров. Просто пытаюсь сказать, что все покажет только время, а пока я не хочу рассуждать на эту тему. Все в руках или, правильнее сказать, ногах каждой из команд.
— Как вы смотрите на такой аргумент, который приводят специалисты: Заря имеет преимущество за счет того сыгранного костяка команды, который не один год выступает вместе?
— А у кого несыгранный состав? Ворскла уже четыре года как одна и та же команда. По большому счету, в последнее время, добавились только два новичка: Турсунов и Яхович. Точно так же у нас добавились Данило и Боли. Но кроме этого только-только к нам пришли Малиновский, Будковский. Поэтому именно стартовый состав Ворсклы существенно не меняется уже несколько лет.
— А донецкий Металлург?
— А что Металлург? У них все те же лица. Или прошли большие изменения? Я так не считаю. Костяк команды полностью всегда один и тот же, плюс, добавились молодые ребята, которые действительно заслуживают играть – тот же Болбат, Зотов. То же самое Черноморец – да, они потеряла пятерых человек, лидеров, но они и пополнились неплохими футболистами: Окриашвили, Аржанов, Ребенок – разве это плохие футболисты? Я считаю, что нет. Допустим, мы за последнее время пополнились только молодежью – пришли Будковский, Малиновский, Шевченко. Поэтому я считаю, что все команды в равных условиях.
— Скажите, шесть очков в оставшихся матчах хватит, чтобы выполнить поставленную задачу?
— Сложный вопрос. Мы хотим заработать намного больше очков – это однозначно. А как выйдет – посмотрим. Я верю в лучшее. Дай Бог, чтобы с каждой игрой наступал еще больший прогресс и мы поднимались в турнирной таблице еще выше. Главное, чтобы не было никаких спадов.
— Вы ощущаете, что за последние два с половиной года переживаете прогресс как тренер?
— Сложно судить. Со стороны, наверное, виднее.
— Но вы же можете чувствовать, что развиваетесь точно так же, как это чувствуют футболисты?
— Думаю, любой человек, который стремится к чему-то большему, просто обязан развиваться как личность, как профессионал в любой сфере деятельности. Поэтому ясно, что на месте не сижу: смотрю, читаю, пытаюсь развиваться.
— Когда-то я спрашивал у Севидова, в чем проявляется прогресс футболистов. Александр Владимирович сказал, что прогресс – это умение со временем не повторять свои же ошибки. У тренеров – то же самое?
— Да, самое важное – чтобы не было тех ошибок, которые были раньше. Они, конечно, будут, но нужно постараться их минимизировать: как в отдельных моментах, так и на длительном промежутке времени. Имею в виду ситуации, когда у команды происходит какой-то спад. Прогресс – это еще и когда тренер находит и создает условия, в которых команда быстро выходит из этого положения.
Данило, Боли и Хомченовский? Летом будем с ними разговаривать, думать и что-то решать
— Сантини пропустил четыре от Металлурга, после чего начал играть Шевченко. Вас разозлила игра Кршевана, или, может, разозлил конкретный гол, пожалуй, один из самых курьезных в чемпионате? Ведь вас должно же было подтолкнуть что-то очень веское, чтобы при таких задачах сделать ставку на дебютанта?
— Ни в коем случае. Я как верил, так и верю, что в Сантини, что в Постранского, что в Шевченко. Просто я принял решение дать паузу для Кршевана. Все-таки он отыграл у нас до этого практически все матчи, а Шевченко своей работой и стремлением доказывал, что парню пора дать шанс. Я еще в прошлом году говорил, что ищу момент, чтобы дать ему этот шанс. Сейчас считаю (тьфу, тьфу, тьфу), что он им воспользовался.
— Если я ничего не упустил, то летом у Никиты заканчивается срок арендного соглашения с Зарей, в то же время Сантини еще год будет на контракте. Есть ли у вас уверенность в том, что Шевченко останется в Луганске на следующий сезон?
— Я надеюсь, что мы продлим эту аренду на более длительный срок, и он останется у нас.
— Пока такой уверенности у вас нет?
— Я верю в это. Парень начал прогрессировать именно в нашей команде, стал игроком Премьер-лиги, поэтому я не вижу смысла что-то менять в его жизни. Нужно сначала твердо стать на ноги, чтобы делать какие-то перемены.
— Вы сейчас высказываете свое мнение. А сам Шевченко хочет остаться в Заре?
— Конечно, мы разговаривали с ним на эту тему. Он сам понимает и надеется, что доверие, которые к нему сейчас есть, будет проявляться и в будущем. Думаю, он сам должен понять, что если ему в Заре сейчас комфортно, то есть смысл остаться. А я знаю точно, что ему комфортно у нас.
— Такие футболисты, как Данило, Боли и Хомченовский, останутся в Луганске, если команда не выйдет в еврокубки? Это вещи взаимосвязанные?
— Вы знаете, пока что все хорошо: они работают, горят желанием, чтобы добиться высоких результатов. А загадывать на будущее я не хотел бы. Давайте дождемся конца чемпионата. Тогда уже мы будем с ними разговаривать, думать и что-то решать.
— Кстати говоря, о Боли и Данило: у них нет сейчас новых причин волноваться в связи с непростой ситуацией на востоке страны?
— Рекомендовал и рекомендую своим игрокам меньше смотреть новости: как российские, так и украинские. По крайней мере, в нашем регионе, в Луганске, все спокойно и тихо, хорошо. Надеюсь, так будет и в дальнейшем и все образуется в стране окончательно.
Анатолий Волков, Football.ua