«КЛУБЫ РЕШАЮТ, НО Я ДВУМЯ РУКАМИ «ЗА» ОСТАТЬСЯ В ЛУГАНСКЕ»

— Никита, вряд ли можно поспорить с тем, что прошедший сезон оказался самым ярким в вашей жизни…

— Согласен, ярче не было. Правда, и опыта игры на таком уровне раньше не выпадало. Но сейчас с этим все в порядке, и я думаю, что дальше будет еще лучше.

— Наверняка впечатление подпортило странное удаление в матче с Шахтером…

— Не то слово… И сейчас кого ни встречу, все говорят о той красной карточке. Честно говоря, я и сам не понял эпизода, когда поднялся з земли: сначала арбитр ничего не говорил, затем помощник рефери начал что-то кричать, и тут судья развернулся и дал мне красную…

— Вы любите поспорить с арбитрами?

— А смысл в этих разговорах? Если судья решил, так и быть. Это уже после матча данное решение могут разобрать, дать оценку действиям рефери. А на поле словами ничего не изменить.

— Недавно Юрий Вернидуб заметил, что в матчах с фаворитами арбитры судили более строго, пытаясь сразу посадить центральных защитников на карточки… Чувствуется?

— Не сказал бы. Хотя у арбитров своя работа, которую обычно не хочется обсуждать.

— Шахтер не возражал, чтобы вы играли против них?

— Накануне встречи Заря делала запрос в Донецк, эта тема обговаривалась, и Юрий Николаевич говорил, что, возможно, мне не разрешат выйти на поле. Однако, слава Богу, все решилось удачно.

— Как обстоят дела с вашей арендой в Зарю? Остаетесь или возвращаетесь в Шахтер?

— Сегодня (разговор состоялся две недели назад — прим. М.С.) дело на стадии переговоров. Однако я обеими руками «за» то, чтобы остаться в Луганске.

«СТАЛ ВРАТАРЕМ ЗА МЕСЯЦ ДО ПОПАДАНИЯ В АКАДЕМИЮ ШАХТЕРА»

— Тяжело быть вратарем такого клуба как Шахтер?

— Само собой, статус имеет большой вес. Но особенно тяжело без опыта. Нельзя составить конкуренцию сверхопытному Андрею Пятову, выезжая на одном мастерстве. Поэтому я целенаправленно хотел уйти в аренду, чтобы иметь игровую практику. В результате все получается, как нельзя лучше.

— Вы в Шахтере из самых низов — ДЮСШ, академия, «дубль»?

— Да, около года позанимался в школе Горняков, потом четыре года учился в клубной академии. А затем повезло сразу попасть в молодежную команду, откуда последовала аренда в Ильичевец.

— У 99% мальчишек футбольная история начинается словами «Отец взял меня за руку и привел в футбольную секцию»…

— Я не являюсь исключением. Чтобы у меня не было времени лазить по дворам и водиться с кем не стоит, папа направил меня в ДЮСШ. А затем я серьезно увлекся футболом, и дальше сам ходил на тренировки.

— В воротах играете с самого детства? Или стать голкипером помог случай?

— Случай. Немало времени я бегал в поле, пока вратарь команды ДЮСШ однажды не сломал палец. И выбор тренера — кому заменить травмированного — пал на меня. Это было фактически за месяц до отбора в академию. Если бы не тот случай, возможно, я бы и дальше продолжал развиваться как полевой игрок.

— После академии большинство футболистов попадают «на обкатку» в Шахтер-3. Вы же вместо второй лиги проследовали в Ильичевец…

— Мне посчастливилось сразу после академии попасть в «дубль». Так решили тренеры. А оттуда в Мариуполь меня позвал Валерий Иванович Яремченко, который тренировал Ильичевец, а до этого работал с «молодежкой» Шахтера. На первый сбор я поехал с «дублем» Горняков, но потом меня отправили в расположение Ильичевца.

— Был момент, когда вы реально находились в шаге от дебюта в первой команде Ильичевца?

— Нет. Тогда я не был готов к уровню Премьер-лиги. Только с переходом в Луганск я почувствовал, что можно пробовать себя в «вышке» и постоянно бороться за место в составе. А Ильичевец стал для меня своеобразной школой, где я набирался опыта и смог почувствовать взрослый футбол.

— Почему дальше не остались в Ильичевце?

— А меня никто не спрашивал о дальнейшей карьере. Мне позвонили и сказали, что я еду на сборы с Шахтером, а дальше посмотрим. В результате неплохо проявил себя на сборах, и меня оставили. Поэтому от меня мало что зависело.

«ОСЕНЬЮ ДОРОГА В ПЕРВУЮ КОМАНДУ БЫЛА ЗАКРЫТА, ОДНАКО СЛОВА ВЕРНИДУБА И ПРИМЕРЫ МАЛЫШЕВА И ПЕТРЯКА ВСЕЛЯЛИ УВЕРЕННОСТЬ»

— Часто доводилось слышать фразу: «Луческу никогда не возьмет игрока из дубля». Не испытывали такого чувства?

— Как сказать… На сборы Луческу всегда берет лучших из «молодежки», серьезно просматривает парней. Вот я, к примеру, был с первой командой на сборах аж три раза. А что касается перехода на постоянную основу, то мне кажется, что лучше куда-то уйти в аренду и там набраться опыта, нежели просто сидеть на скамейке во время больших матчей. Много ведь успешных примеров, которые после аренды возвращались в Донецк и становились игроками основы.

Тем более стоит учитывать цену успеха в большом футболе. Луческу сам отвечает за результат, поэтому не хочет сразу делать ставку на молодых неопытных парней.

— Когда вы начали задумываться над тем, чтобы сменить обстановку?

— После полгода в «дубле». Я хотел уйти еще раньше, зимой, однако осуществить трансфер получилось только летом. Я понимал, что если не сделать этого как можно быстрее, шансы играть в Премьер-лиге будут все меньше и меньше. Поэтому когда возник вариант с Зарей, особо не раздумывал и переехал в Луганск.

— Почему же зимой не удалось перебраться в команду Юрия Вернидуба?

— Что-то не срослось на высшем уровне, поэтому сказали подождать до лета.

— Других вариантов с арендой не было?

— Не знаю. Мой агент тогда говорил, что есть возможность уехать в Зарю, которую я воспринял очень положительно.

— Юрий Вернидуб дал шанс вам только сейчас, весной. Сами как считаете, осенью были готовы к первой команде?

— Чувствовал, что определенная готовность есть, однако Юрий Николаевич тогда сказал, что не может брать в команду футболистов, не прошедших с ней полноценные сборы. Но при этом Вернидуб вселил в меня уверенность и четко дал понять, что рассчитывает на меня. Тем более передо мной были примеры Максима Малышева и Вани Петряка.

— Когда Вернидуб сообщил о предстоящем дебюте в Премьер-лиге, поверили с первого раза?

— Да, потому что такими вещами не шутят. Юрий Николаевич подозвал меня к себе и сказал, что планирует выпустить меня со старта. Дал пару советов и отпустил готовиться. Сам же я особо не волновался.

«МЕНЯ УЧИЛИ ИГРАТЬ ПРОСТО И НАДЕЖНО: МЯЧ ЛЕТИТ — ЛОВЛЮ, НЕЛЬЗЯ СЛОВИТЬ — ОТБИВАЮ»

— Сейчас многие вратари любят изучать манеру игры своих иностранных коллег. Благо, техника позволяет… Практикуете подобное?

— Систематически не слежу за кем-то, но иногда люблю посмотреть хорошие европейские матчи. Лично мне нравится игра Нойера, который сейчас один из лучших вратарей Европы.

— Пытались что-то перенять у Нойера?

— Нет. Я всегда играю просто, как меня учили. Мяч летит — ловлю. Нельзя словить — отбиваю. А чьих-то особых приемчиков не перенимаю.

— Футбол постоянно меняется. В свете этого прогресса на что в первую очередь должны делать упор молодые голкиперы?

— Сложный вопрос… Думаю, нам остается лишь постоянно следить за новшествами и продолжать надежно ловить мячи (смеется).

— Сейчас молодых вратарей часто ругают, мол, они не ловят мяч, а только отбивают…

— Честно говоря, ни один из моих тренеров не говорил подобных вещей. Понятно, что наставники постоянно дают подсказки. Однако лишнего никто не говорит, все по делу.

— Вы уже не раз говорили, что подсказки — главное для голкипера. В Заре двое из четырех защитников — легионеры. Как наладили с ними общение?

— С ними как раз проблем и не было — они хорошо владеют русским языком еще с тех времен, как появились в Заре. Да и вообще у нас нет трудностей с легионерами из-за языкового барьера. Иностранцы отлично понимают все нужные элементы, которые нужны на футбольном поле, внимательно прислушиваются ко всем подсказкам.

«ЕВРОКУБКИ МОГУТ СТАТЬ ДЛЯ ЗАРИ ХОРОШИМ ОПЫТОМ И ВОЗМОЖНОСТЬЮ БЫСТРО РАСТИ»

— Ждете — решения Лозанны касательно дисквалификации донецкого Металлурга?

— Да, постоянно мониторим интернет, читаем все новости. Понятно, очень хочется поучаствовать в еврокубках. Для Зари это будет замечательный опыт и возможность для быстрого роста.

— На твой взгляд, что надо сделать для успешного выступления «на два фронта»?

— Ничего особенного. Наши футболисты готовы к подобным нагрузкам. Вот весной мы две недели играли через три дня на четвертый, и ничего, все выдержали нормально. Поэтому в случае попадания в Лигу Европы надо хорошенько попотеть на сборе, и все будет нормально.

— Слово «еврокубки» вызывает у вас восторг, любопытство или страх перед неизвестным?

— Наверное, все сразу (смеется). Всего понемногу, ведь Лига Европы — очень серьезный турнир, где просто так ничего не бывает.

— Готовы поразить Европу?

— Не хочу задумываться о личных успехах. Здесь главное, чтобы Заря хорошо выступила и чего-то добилась. А если команда будет иметь успех, то и футболисты получат свое признание.

Максим Сухенко, Football.ua