Виталий Вернидуб: если буду халатно относиться к своей работе, подведу отца
В эксклюзивном интервью MatchDay Вернидуб-младший рассказал, за счет чего ему удалось вырасти в одного из лучших центрбеков украинской Премьер-лиги, поделился секретами успехов «Зари», а также поведал о взаимоотношениях с отцом.
«КОГДА Я УЧИЛСЯ В ШКОЛЕ, ОТЦУ ЧАСТЕНЬКО ПРИХОДИЛОСЬ КРАСНЕТЬ ИЗ-ЗА МЕНЯ»
— Виталий, вашу семью по праву можно считать футбольной: отец, а теперь и вы большую часть жизни посвятили игре миллионов…
— Так получилось, что с детства часто смотрел как играет отец, ходил на матчи его команд. Болел за него, переживал. Отсюда и появилась любовь к футболу. Думаю, это и сыграло значительную роль в выборе, скажем так, на данный момент дела всей жизни. — Вы родились и выросли в Запорожье, где, собственно, и начали заниматься футболом в академии «Металлурга». В детстве, кроме футбола, еще чем-то увлекались? — Некоторое время посещал секцию баскетбола. Ну, как посещал, наверное, считанные разы. А так, в основном все свое время уделял футболу.
— Известно, что футболисты, как правило, в школе учатся через пень колоду. А как у вас обстояли дела в этом направлении?
— Мягко говоря, учился плохо, постоянно были какие-то проблемы. Отцу частенько приходилось в школе краснеть из-за меня. Не получалось у меня одинаково успешно заниматься футболом и учиться. Все-таки футбол стоял на первом месте, а учеба была как бы на втором.
«ЗА «КОМАНДИРОВКУ» В «КРИВБАСС» БЛАГОДАРЕН ОЛЕГУ ТАРАНУ»
— Глядя на вашу статистику выступлений в составе запорожского клуба, бросилось в глаза, что вы пять лет провели в составе молодежной команды и дубле «Металлурга». Почему так долго не удавалось пробиться в первую команду?
— Тяжело сказать. Я и в дубле постоянно играл, пару сезонов даже капитаном был. Но пробиться в первую команду как-то не получалось. Может быть, наставники не доверяли, а, может, я не был готов к переходу на новый уровень. Но, слава Богу, Олег Таран взял меня в аренду в «Кривбасс», поверил в меня. С тех пор, собственно говоря, и начался мой путь в профессиональном футболе. Я дебютировал в Премьер-лиге за криворожан, ну а дальше пошло-поехало. Уже по возвращению из аренды, стал в Запорожье игроком основного состава. Поэтому хочу поблагодарить Олега Анатольевича (Тарана — прим.Авт.), который действительно многое сделал для меня. Особенно в момент, когда у меня был непростой период: вроде уже и дубль по возрасту перерос, а в первую команду «Металлурга» все никак не проходил. А Олег Анатольевич поверил в меня, дал возможность перешагнуть этот барьер.
— Получается, полугодичная «командировка» в «Кривбасс» открыла для вас двери в большой футбол?
— Да. Только благодаря аренде в «Кривбасс» я и стал тем, кем являюсь на сегодняшний день. В Кривом Роге тогда был великолепный коллектив, а я провел девять матчей, что мне фактически и позволило заиграть на наивысшем уровне.
— Если у вас так удачно складывались дела в Кривом Роге, почему не изъявили желания остаться в «Кривбассе», а вернулись в Запорожье?
— Мой контракт принадлежал «Металлургу», и от меня лично мало, что зависело. В «Кривбасс» меня отпустили в аренду, а когда вернулся, в Запорожье уже строилась новая молодая команда, ставка делалась на местных воспитанников. Тогда у «Металлурга» сменился главный тренер, а у президента клуба было желание сделать действительно запорожскую команду, которая состояла бы исключительно из доморощенных футболистов. Видимо, по этой причине руководство «Металлурга» и решило вернуть меня обратно.
«ОТЕЦ У НАС ВСЕГДА ПРАВ»
— В это же время в Запорожье в тренерском штабе команды работал и ваш отец. Он вам как-то помогал в становлении во взрослом футболе?
— Отец всегда был рядом, всегда подсказывал. Давал много полезных советов, к которым я прислушивался. Папа — самый главный человек в моей жизни, а в плане становления футбольной карьеры, его вклад вообще неоценим. Отец поддерживал меня в трудную минуту, когда у меня были проблемы и я не играл. Ему очень благодарен и до сих пор ощущаю поддержку. Бывает после матчей папа, как тренер, критикует меня, а уже дома, как отец, поддерживает. Вообще же я очень рад, что Бог мне дал таких родителей.
— С отцом часто ругаетесь или любые споры стараетесь решить мирным путем?
— Как с родным отцом вообще можно ругаться? В нашей семье ссор практически не бывает. Как отец говорит, так оно и есть, никто с ним не спорит. Наверное, он и воспитывал меня так, чтобы я ему не перечил. Поэтому отец у нас всегда прав.
— Какой совет или урок от Юрия Николаевича вам запомнился больше всего?
— Всю жизнь он мне говорил, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Поэтому, когда я допускаю какие-то ошибки, всегда их анализирую и пытаюсь в будущем их не повторять. Именно это и запомнилось. Если даже ты и ошибаешься, то всегда есть возможность исправить, хотя точнее будет сказать, избежать ошибок в будущем. Главное сделать правильные выводы. Ну и, конечно, все зависит только от меня.
— Первую половину сезона-2011/2012 вы вместе с запорожским «Металлургом» провели в первой лиге. Какие воспоминания остались от пребывания в первом дивизионе?
— Это было непростое время. В первой лиге «Металлургу» пришлось несладко, ведь на нас настраивались все соперники. К тому же у нас стояла задача сразу вернуться в Премьер-лигу, нужно было побеждать в каждом матче. Скажу, что и в первой лиге достаточно высокий уровень футбола, но все же там на первый план выходят бойцовские качества команд. Поэтому нам мало кто уступал, особенно в борьбе. Ну а так, если честно, то тяжело, конечно, в первой лиге играть. Как правило, там команды не столько играли в футбол, сколько не давали играть другим. Сплошная борьба, борьба…
— Зимой 2012-го вы перебрались в «Зарю», которую на то время уже возглавлял ваш отец. Это он инициировал ваш переход?
— Честно говоря, разговоры о том, что могу уйти в «Зарю» ходили давно. Еще при Чанцеве луганчане активно нуждались в центральных защитниках и хотели приобрести пару игроков «Металлурга». В том числе и меня. Но клубы долгое время не могли прийти к согласию, и никто никуда не ушел. А уже после того, как «Зарю» возглавил мой отец, запорожане согласились меня отпустить. Тогда в луганском клубе сложилась непростая ситуация, и, как сейчас помню, в преддверии Нового года отец позвонил мне, попросил помочь. Я переговорил с руководством «Металлурга», объяснил ситуацию, и клуб пошел мне навстречу. Думаю, что в моем переходе отец отыграл немаловажную роль и без его инициативы вряд ли бы луганчане стали выкупать мой контракт.
«НА КАЖДОЙ ТРЕНИРОВКЕ ВЫКЛАДЫВАЮСЬ НЕ НА СТО, А НА ВСЕ ДВЕСТИ ПРОЦЕНТОВ»
— В «Заре» вы стали игроком «основы», почувствовали вкус Лиги Европы, заслужили приглашения в национальную сборную. Неплохой прогресс, прямо скажем…
— Прогресс не только у меня. Вся луганская команда из года в год растет и прогрессирует. Думаю, если бы «Заря» не добивалась успехов, никто бы и на меня не обратил внимания. В последний раз в состав сборной пять человек от нас вызвали, что определенно является показателем успешности нашего коллектива. Кроме того, в последнее время «Заря» удачно продает легионеров, и это тоже о чем-то говорит. Команда играет, постоянно на виду и это помогает развиваться нашим футболистам. Спасибо руководителям клуба, которые выстроили эффективную систему, что, в свою очередь, позволяет прогрессировать как команде, так и отдельным игрокам. Но мы не обольщаемся, понимаем, что впереди еще много работы. Хотим, чтобы команда стала играть еще лучше, и в чемпионате боролась не только за места в зоне Лиги Европы, но и за призовую тройку.
— Как вам работается под руководством отца? Какого-то предвзятого отношения со стороны партнеров не чувствуете? Особенно — от непосредственных конкурентов по позиции: мол, он же сын главного тренера, ему место в составе гарантировано…
— Знаете, чтобы не было все этих разговоров, я прежде всего своей игрой пытаюсь доказать, что достоин места в стартовом составе. Я добросовестно отрабатываю на каждой тренировке, выкладываясь даже не на сто процентов, а, наверное, на все двести. Иначе, если я буду халатно относиться к своей работе, подведу отца и дам повод для подобных разговоров. Все зависит только от меня. Если я своей работой и игрой не даю повода для этих разговоров, значит, их и нет. Для меня это тоже очень важно, и я в дальнейшем буду доказывать не случайность попадания в стартовый состав.
«ЗАРЮ» ПОКИНУЛИ СИЛЬНЫЕ ЛЕГИОНЕРЫ, НО ОТ ЭТОГО ВЫИГРАЛ УКРАИНСКИЙ ФУТБОЛ»
— Говорят, что не принято смешивать политику и спорт, но в Украине эти два понятия разделить очень трудно, учитывая зависимость отечественных клубов от их владельцев. В этом году луганчане стали жертвой военного конфликта в своем регионе и были вынуждены оставить родной город, переехав в Запорожье. Как вообще эта ситуация сказалась на команде?
— Мы все очень сильно переживаем, ведь в Донбассе идет война, гибнут люди, наше соотечественники. Конечно, все подавлены, и надеются, чтобы все это поскорее закончилось. Так не должно быть, не могут в 21 веке люди отдавать свои жизни ни за что. Поэтому все мы желаем, чтобы на восток нашей страны пришел мир.
— Игроки «Зари» не переживают, что в Луганске пришлось оставить все и покинуть город?
— Знаете, это все второстепенно. Не все же в жизни измеряется материальными благами. Все сейчас переживают за людей, которые там остались и теперь каждый день подвергают свою жизнь опасности. Поверьте, про какие-то материальные составляющие в этой ситуации говорить, вообще не стоит. Если человек жив и здоров, ему по силам вернуть все то, что у него было, а может, даже и приумножить.
— Видимо, легионерам такой расклад выдался не по душе, раз они решили покинуть «Зарю»?
— Понимаете, это личное дело каждого. Да, нас покинули легионеры, но на их место пришли молодые украинские ребята, которые показали, что могут играть не хуже их. Тот же Будковский очень ярко проявил себя, за короткий срок прошел путь от молодежной сборной до национальной. Малышев, Малиновский, Караваев – это те футболисты, которые за полгода сделали очень качественный шаг вперед. С одной стороны, нашу команду оставили сильные легионеры, с другой — выиграл украинский футбол. В конце концов, незаменимых нет, и даже таким качественным легионерам, как Боли, Данило и Шунич, в нашей команде смогли найти замену.
«ПОСЛЕ ОТВЕТНОГО МАТЧА С «ФЕЙЕНООРДОМ» ДОЛГО НЕ МОГ СКАЗАТЬ НИ СЛОВА»
— По результатам минувшего сезона «Заря» заняла седьмое место и не должна была участвовать в еврокубках, но из-за дисквалификации донецкого «Металлурга» вашему клубу все-таки удалось пробиться в Европу. Какие чувства испытывали футболисты, когда узнали, что получили право играть в Лиге Европы?
— Была огромная радость, но в то же время все понимали, что право играть в Лиге Европе нам досталось не по спортивному принципу. Но раз выпала такая честь, то все с удовольствием проверили свои силы в еврокубках. Кроме того, как я уже не единожды говорил, нам очень понравилось играть в Европе, и мы загорелись целью снова выйти в еврокубки. Посмотрим, как получиться, но уже по результатам этого сезона мы стремимся вернуться на международную арену.
— В ходе квалификации турнира «Заря» во втором квалификационным раунде легко разобралась с албанским «Лячи» (5:1 — по сумме двух матчей), но уже в третьем раунде с большими трудом одолела «Мольде», пройдя норвежский клуб только благодаря победе не выезде. Если откровенно, обыграть «бело-голубых» удалось за счет удачи, ведь реализуй на последних минутах хозяева пенальти, все было бы по-другому…
— Конечно, в какой-то степени нам повезло, но с другой стороны — везет сильнейшим. Думаю, госпожа фортуна отблагодарила нас за старание и желание победить. Значит, мы где-то не обманывали футбол, и все делали правильно. Конечно, в этом поединке у нас была определенная доля везения, ведь Никита Шевченко смог отразить два пенальти, причем первый из них был назначен на последних минутах при счете 1:1.
— Ответный поединок против роттердамского «Фейеноорда» вы пропустили из-за травмы. Наверное, драма на «Де Куйпе» запомнится вам на долго?
— Да, накануне матча с голландцами, получил повреждение и эту игру смотрел дома вместе с семьей. Когда наши пропустили гол на 94-й минуте, все мы минут десять находились в ступоре, не могли выдавить ни слова. Был такой шок, что сначала даже и не поняли, что произошло. Но ничего, у нас молодая команда, и, думаю, приобретенный опыт пойдет нам на пользу. Больше таких ошибок допускать не будем.
— После такого выступления в Европе и у команды, и у ваших болельщиков осталась некая недосказанность и жажда реванша. Как считаете, «Заре» под силу вернуться в еврокубки и снова попробовать пробиться в групповую стадию Лиги Европы?
— Поверьте, мы стремимся туда, и делаем все, чтобы там оказаться. А как получится, тяжело сказать. За путевку в Лигу Европы у нас серьезные соперники, и борьба сейчас идет нешуточная. Но, несмотря на все трудности и солидную конкуренцию, мы приложим максимум усилий для достижения поставленных целей.
— В нынешнем сезоне «Заре» наконец-то удалось обыграть донецкий «Шахтер». За такую победу, небось, президент на премиальные футболистам не поскупился?
— Никаких двойных премиальных не было. У нас в каждом матче стоит задача победить, и в этом контексте мы не разделяем соперников на сильных и на слабых. Мы больше были рады тому, что наконец-то добились этой победы. И многим скептикам доказали, что «Заря» — это сильная и достойная команда, и мы играем в честный футбол.
«СЛЫШАЛ, ЧТО НАШИ ЛИДЕРЫ МОГУТ ПОКИНУТЬ «ЗАРЮ»
— В товарищеском поединке против Литвы состоялся ваш дебют в национальной сборной Украины. Насколько вообще верили в то, что получите вызов в главную команду страны?
— Если честно, особых иллюзий по этому поводу не питал. Да, у меня была мечта попасть в сборную, но не думал, что это случиться именно в этот период. Но, видите, так сложились обстоятельства, что многие игроки получили травмы, и тренерский штаб сборной начал искать резервы. Если говорить в общем, то очень доволен тем, что меня не только пригласили, но и дали возможность дебютировать в составе национальной сборной. Эмоции исключительно положительные.
— Сейчас много слухов ходит вокруг лидеров луганского клуба — Малиновского, Малышева, Шевченко, Караваева. Как считаете, они зимой уйдут из команды или все же останутся?
— Тоже слышал, что эти ребята могут покинуть «Зарю». На самом деле, все зависит от них. Думаю, за время отпуска они все обдумают, и примут правильное решение. Все-таки они должны определиться, многое также будет зависеть от того, как клубы договорятся. Конечно, хотелось бы, чтобы названные вами футболисты остались в команде, ведь они — ключевые игроки. Остается только надеется, что ребята не станут никуда уходить, а помогут «Заре» пробиться в еврокубки.
«КАК ТОЛЬКО ДАМ ИНТЕРВЬЮ, СРАЗУ «ПОПАДАЕМ»
— Первая часть чемпионата уже закончена. Как будете проводить свой отпуск?
— Сейчас дома, в Запорожье, сижу вместе с ребенком. Так что планирую посвятить себя сыну и жене, уделить им как можно больше времени. Во время сезона не мог часто быть с семьей, а ребенок растет, становиться старше. Хочется побыть рядом, понаблюдать за ним, так сказать, взять непосредственное участие в его воспитании.
— Виталий, о вас очень мало, что известно. Расскажите о своей семье?
— Я женат, супругу зовут Олеся. Сыну Ивану полтора года. С женой мы уже три года в браке. Она меня во всем поддерживает, помогает. Перед тем как официально оформить отношения, мы довольно долго были с Олесей вместе. Благодаря супруге, пересмотрел некоторые взгляды на жизнь, за что ей спасибо. Можно сказать, что именно во многом благодаря жене я и достиг прогресса как в футбольном плане, так и жизненном.
— Чем занимается супруга? Кто она по профессии?
— Дизайнер, но в данный момент Олеся в декретном отпуске.
— Вы очень редко общаетесь со СМИ. Почему?
— Дело в том, что я, как только дам интервью, так наша команда проигрывает. Да и сам я играю неважно. Можно сказать, что я — очень суеверный человек. Вот дал интервью перед матчами против Полтавы и Харькова — мы дважды «попали». Именно поэтому я достаточно редко общаюсь с прессой.
Кирилл Панчук, matchday.ua