Иван Петряк: Заря построена на доверии
В чем смысл жизни — вопрос, однозначный ответ на который невозможно найти. Каждый человек живет по своим правилам и ради своей цели. Результат, прежде всего, будет зависеть от стараний и упорной работы. Мы часто сталкиваемся с людьми, которые считают любимую работу или хобби смыслом своей жизни, однако далеко не всегда это оказывается таковым на самом деле. Для сегодняшнего же нашего собеседника футбол и есть жизнь, что он не раз это доказывал на своем пути. Надеемся, история Ивана Петряка станет примером для любого начинающего футболиста.
Ради футбола жил в Киеве отдельно от семьи уже в 9 лет
— Ты родился в Смеле, начинал заниматься футболом в Киеве, а заиграл в Луганске. Как так получилось?
— Футбол с детства был в моем сердце. Эта любовь мне передалась по генам, ведь первым моим тренером был отец. Мы часто выходили во двор, на различные поля, где тренировались. Я начал играть за местную ДЮСШ, где моим тренером был Виктор Нагорный. Но когда я подрос, вопрос уже стал ребром: куда меня отдавать? В Смеле, сами понимаете, перспектив немного, в ближайших городах – тоже. Папа предложил поехать в Киев.
— Столицу предпочли из-за того, что она удобнее в географическом плане?
— Естественно. До дома из Киева было несколько ближе, чем из крупных городов. Первое время я так и ездил, на автобусах. Но это было настолько тяжело, что мы сели и все хорошенько обдумали. Тренер договорился с семьей моего одноклубника, что я буду жить у них. Мои родители оплачивали проживание — и я переехал. В девять лет начал жить в незнакомом, огромном городе. Было, конечно, тяжеловато, но, потом привык. К тому же, ко мне очень тепло относились, за что я очень благодарен.
— Также ты поступил в пятый класс школы в Киеве. Не рановато начал взрослую жизнь, благодаря чему удалось уговорить родителей?
— Киев стал моим домом, я тут начал учиться, тренироваться, расти. Семья, в которой я жил была очень добросовестной и порядочной. Маму и бабушку пришлось уговаривать, они очень переживали за меня. Но ради футбольного будущего пришлось переезжать. К тому же, отец настаивал на этом, ссылаясь на киевские спортивные перспективы. Мы постоянно созванивались, они приезжали, мы общались часто.
— Футбол не мешал учебе?
— Первые 4-5 классов я хорошо учился — был отличником. Потом начал больше заниматься футболом, школа стала от меня несколько дальше. Мама и бабушка увидели, что в футболе у меня появились результаты и отнеслись с пониманием к тому, что я стал немного хуже учиться.
— В Киеве ты тренировался в трех академиях: РВУФК, ДЮСШ-15 и «Княжа». Почему не удавалось закрепиться в одной из них, из-за чего ты переходил в другую?
— В ДЮСШ родители поругались с тренером, вышел какой-то конфликт, я толком и не знаю. Когда интересовался – не говорили. Что-то не сложилось и меня забрали. Вариантов особо не было, и меня отдали в «Княжу». Поиграв там, поступило предложение от РВУФК. Мы обдумали, посоветовались с моим тренером Александром Косовцем и решили, что переход пойдет на пользу, академия — более перспективная, к тому же, она предоставляет собственное общежитие. Кстати, тогда же появился вариант с киевским «Динамо», но конкретики никакой не было, а ключевой зацепкой стала жилплощадь.
— Несколько серьезных травм в начале карьеры не заставили усомниться в своем футбольном будущем?
— Были у меня переломы, были со смещением… Я не хотел уходить из футбола, очень люблю этот вид спорта, настоял на своем и решил продолжить. Хотя, близкие часто заставляли меня задуматься над своим решением во время травм. Женская линия настаивала на том, чтобы я заканчивал с футболом, мол, одни проблемы. Но, в результате, они поняли, насколько это было для меня важным, и поддержали, без этого я вряд ли нашел бы в себе столько смелости.
— А отношение в команде не было предвзятым, так как ты приехал играть из провинции, как ни как?
— Вообще, нет. Когда только приехал, было тяжеловато, ведь все ребята киевские, один я приезжий. Но тренер старался следить за этим, не давать меня в обиду. Когда перешел в другие команды, там уже было много футболистов и с Западной Украины, и с Восточной много людей…
— Из твоего поколения кто-то заиграл на серьезном уровне, помимо тебя?
— В ДЮСШ-15 играл вместе с Войцеховским, он сейчас в «Нефтянике» находится. Много ребят из Второй и Первой лиги. А так…
— То есть, можно сказать, пока что выше всех прыгнул ты?
— Пока еще рано говорить, заиграл ли я… Надеюсь, все только начинается. Может быть по-разному: сегодня так, завтра — по-другому.
Честь команды превыше всего
— Закончив киевские академии, ты отправился в Луганск, не хотелось попробовать себя в одном из трех киевских клубов?
— Из моей команды РВУФК четырех ребят забрали на просмотр в «Динамо». Меня туда не пригласили. Я не особо расстроился, так как мне сразу позвонили и сообщили о том, что есть два варианта – «Заря» и «Металлург» Донецк. В таком возрасте мне главное было играть и прогрессировать. Не важно — где и когда. Я поехал в Луганск, Владимир Богданович Никитин взял на просмотр, где я был две недели.
— Почему именно «Заря»?
— Трудно сказать, мне предложили, а я согласился, так как устраивали все условия на тот момент. Даже город оказался мне по душе. На самом деле, все очень спонтанно получилось.
— Время на раздумье не брал?
— Нет. Мне позвонили и спросили прямо: «Поедешь?». Я сказал, что поеду! Пока был вариант, надо было хвататься за то, что есть. Я очень этому рад, счастлив, что мне предложили контракт, я с радостью его подписал.
— Каким образом и благодаря чему эти два клуба обратили на тебя внимание?
— Мой бывший тренер Олег Деревинский (в прошлом – известный украинский рефери) имел достаточно неплохие связи в Премьер-Лиге. Подозреваю, что он меня кому-то посоветовал, дал видеонарезки. С его слов меня взяли на просмотр, за что ему большое спасибо. Я старался не подвести его.
— Когда ты начал уверенно выступать во вторых командах «Зари», тебе было всего 17 лет. Слышал что-нибудь от тренерского штаба первой команды, они следили за твоим развитием?
— Даже не знаю… Все зависело от меня: я очень много работал, конечно, хотелось привлечь внимание тренерского штаба. В первую команду меня начали замечать Чанцев и Вернидуб, наверное, они заметили во мне что-то перспективное…
— Да, но когда назначали главным тренером Юрия Вернидуба, ты вернулся в дубль «Зари»…
— Смотрите, как получилось… На приход Вернидуба, я получил тяжелую травму, которая выбила меня на полгода. Я лечился в Германии, были проблемы со спиной. Очень долго набирал форму. Когда сумел окончательно восстановиться, тренер перевел меня обратно в первую команду.
— Можно сказать, из теплого бассейна ты попал под холодный душ – вернулся в дубль, что дополнительно мотивировало?
— Не то слово. Я потерял уверенность на некоторое время. Знаете, травмы – это всегда подавленное настроение, особенно если это может помешать твоему прогрессу и развитию.
— Ты хорошо запомнил матч, в котором дебютировал?
— Ой, конечно 2 октября 2011 года… Матч на «Донбасс-Арене», 1:4 уступили. Проиграли, это обидно. Но дебют был шикарный, против такой команды очень приятно играть.
— Сильно переживал перед выходом на поле?
— Конечно, как сейчас помню… Вышел на 20 минут, трясло всего. Очень волновался, ведь впервые выходил на поле за первую команду, на 50-тысячном стадионе, при потрясающей поддержке…
— Разгром настроение не подпортил?
— Подпортил, мы проиграли с большим счетом. Но тот матч все равно оставил приятные впечатления.
— Тогда «Заря» боролась за выживание, и второй твой матч тоже команда разгромно проиграла. Игра была против команды киевского «Динамо», когда ты на 80-й минуте получил желтую карточку. Горчичник — это следствие нервов?
— Да-да-да… Я стараюсь редко фолить, но тогда очень переживал, пошел на срыв атаки.
— Еще бы не переживать! В 18 лет не каждому футболисту удается заиграть в Премьер-Лиге, это главное твое достижение?
— Наверное. Приятно, что работа перешла в результат, значит, время не было потеряно просто так. Играя в первой команде в молодом возрасте, ты понимаешь, что у тебя еще все впереди, что само собой достаточно мотивировало в дальнейшем.
— Скажи, для молодого футболиста выход на последние пару минут в матче с грандами украинского футбола сильно мотивирует в дальнейшем?
— Да, очень. Но я лично стараюсь не думать о том, против кого выхожу. Все мы люди. Поэтому, я концентрируюсь только на командной игре.
— Да, но твой гол киевскому «Динамо» будет явно заметнее гола в ворота,условно говоря, «Ильичевца».
— Я согласен, уровни у команд бывают разными. Разница в том, что в зависимости от того, с кем играешь, в подсознании ты начинаешь более или менее переживать. Тут уж надо себя перебороть…
— Это правда. Я был в юношеской сборной Украины на Мемориале Гранаткина в России. После игры ко мне подошли люди из «Рубина», вроде бы селекционеры, начали мне обещать просмотр и так далее. Спрашивали, хочу ли я попробовать себя на таком уровне. Сказали даже, что свяжутся с руководством «Зари».
— И чем все закончилось?
— Одними лишь разговорами. Больше никто не подходил, не звонил и не приглашал. Но, не скрою, мне было приятно разговаривать с ними на эту тему.
— Не жалеешь, что переговоры так не вступили в действие?
— Нет, не жалею. Я сразу выкинул это из головы, так как мы все были на эмоциях.
— Нынешний сезон стал для тебя первым полнометражным, так сказать…
— Да, будем надеяться, что ничего не случится больше (улыбается)
— Хотя, начался он и не так успешно, как мог бы. Я говорю про вылет луганчан из квалификации Лиги Европы от «Фейенорда», это и был твой дебют на евроарене…
— Очень приятно, что команда дошла до такого этапа и играла с грандом европейского футбола. «Фейенорд» — клуб, о котором знают в каждой стране Европы, для нас было честью достойно бороться против этих голландцев. Обидно, что вылетели на последних минутах, мы заслуживали этот выход в групповой этап. Нам просто не повезло, мы доказали всем, отыграли три мяча, но… Значит, не судьба, пройдем в следующий раз.
— Отдельно приятно, что скромная «Зорька» ударила по носу такую команду? Все-таки, луганчане в Европе пока себя не зарекомендовали, но, шороху навести — сумели.
— Конечно, приятно. Но мы стараемся не смотреть на название соперника. У нас задача всегда одна — победа. Будь то «Фейенорд» или любой другой клуб. Главное — самоотдача и желание. Мы стараемся, но, увы, не всегда получается.
— Насколько реально то, что «Заря» вернется в Европу уже этим летом?
— У нас задача на сезон сейчас только одна — еврокубки. Мы показываем неплохую игру,думаю, что нам по силам выйти в Лигу Европы. В самоотдаче команду невозможно упрекнуть.
— Занятный факт: твой дебют в футболке «Зари» был в матче, в котором команда уступила. Дебютный гол — тоже самое. Дебютная голевая — аналогично. Совпадение или злой рок?
— Хах, чистое совпадение! (смеется) Надеюсь, меня нельзя упрекнуть в том, что я постоянно играю за честь команды, стараюсь порадовать наших болельщиков.
— Какой матч больше всего запомнился в этом сезоне?
— Даже не знаю, наверное, такого не было. Все матчи особенны, выделять даже не хочется (улыбается).
— Неужели не проскакивали такие ярчайшие эмоции, когда ты заходил в раздевалку и думал: «В нашей победе есть мой вклад»?
— Если честно, нет.
— Честь команды важнее собственного имени?
— Да, конечно. Так всегда было, есть и будет! В первую очередь — успех команды.
— В «Заре» играют очень много молодых, талантливых ребят, в этом «фишка» команды?
— У нас постоянно доверяют молодым футболистам. Команда построена на доверии, в этом есть огромная заслуга Юрия Вернидуба. В клубе очень хороший коллектив, ребята друг другу помогают в любой ситуации, одним словом — дружба. Даже Юрий Вернидуб после игры подходит, всем пожимает руки, говорит индивидуально каждому, кто хорош, а кто — нет. Когда все плохо, может и по носу щелкнуть, но потом обязательно на теории напомнить о твоей ошибке, чтобы впредь её невозможно было допустить.
— Тебе конкретно Вернидуб поставил задачу перед стартом сезона на ближайший чемпионат?
— Конкретно мне — нет. Но я являюсь частью команды, нам всем ставят одни и те же цели и задачи.
— Ты из тех, кто ставит себе задачу самостоятельно?
— Да, и моя цель на ближайшее время – закрепиться в составе. Это сделать нелегко, ведь у нас мощная, здоровая конкуренция. Для этого надо доказывать тренерскому штабу свою пригодность, как на тренировках, так и на играх.
Группа в отборе невероятно сложная
— Предлагаю зацепить последнюю на сегодня тему, наверняка, очень теплую тебе – вызов в молодежную сборную Украины.
— Да, очень приятная тема (улыбается). Мне очень приятно, что Сергей Иванович (Ковалец – ред.) снова вызвал меня на матчи со Словакией и Словенией. Очень хороший тренерский штаб и командный коллектив, я думаю, что мы сможем за что-то побороться. Что касается меня, я должен закрепиться в сборной своей страны, хочу защищать её цвета в отборочном цикле на Евро-2017, а для этого нужно закончить чемпионат на мажорной ноте. Все в моих руках!
— Какие эмоции остались от последних игр, ради которых собралась сборная?
— Очень хорошие эмоции. Осталась в памяти очень приятная атмосфера в раздевалке. Ребята шутят, тренируются каждый раз с хорошим настроением. Сборная — одни приятные эмоции.
— Какие шансы у Украины пройти группу и выйти на финальную стадию турнира?
— Я вообще считаю, что группа невероятно тяжелая! Все эти Исландии, Шотландии, Северные Ирландии, Франции… Нам будет очень трудно с ними играть. В британских сборных всегда играют одни бойцы, ребята с опытом, практикой, амбициями. Но, что поделать, будем бороться, нам это по силам!
— Кого конкретно стоит опасаться?
— В особенности — Францию и Шотландию. Они будут главными нашими конкурентами за выход из группы.
— У нас есть шансы?
— Конечно, шансы есть всегда.
фото — UA-Футбол, ФК Заря, страница Ивана Петряка на VK.com