Сергей Рафаилов: «Скрипник изменил команду в лучшую сторону»
Генеральный директор ФК «Заря» Сергей Рафаилов о встрече руководителей футбольных клубов в Лондоне и насущных вопросах луганской «Зари»:
— Сергей Васильевич, недавно в Лондоне состоялась масштабная встреча руководителей футбольных клубов Европы…
— Да, это была уже третья такая по счёту встреча. Как никогда, было много представителей футбольных клубов. Более 200 футбольных клубов были представлены. В том числе и «Заря». Эту встречу посетили ТОП-менеджеры клубов. Были и президенты, и генеральные директоры, и вице-президенты.
Большое представительство было от принимающей страны, то есть Великобритании. Так же большие представительства были от Италии, Испании.
Обсуждались вопросы изменения формата еврокубков. Плюс, самый больной вопрос – распределение средств от УЕФА за участие команд в еврокубках.
Много вопросов было от представителей не столь крупных футбольных держав Европы, которые не всегда имеют возможность проходить как можно дальше в еврокубках. Все говорят о том, что существует несправедливость относительно распределения доходов между ТОП-клубами и остальными командами. Это действительно так. Суммы очень сильно разнятся. Однако, с другой стороны, эти клубы являются основным источником, который позволяет еврокубкам существовать и добиваться успехов. Они отстаивают свои интересы и хотят ещё большего финансирования.
Фактически клубы пяти стран получают более 90% доходов от УЕФА. Оставшаяся сумма распределяется на всех остальных.
Когда футбольные чиновники Европы говорили о том, сколько денег раздают, я задал один вопрос, который вызвал небольшой шок. Вопрос был простым: «Вы говорите о той сумме, которую раздаёте. А сколько же УЕФА зарабатывает? Никто никогда не говорит об этих суммах». Все доходы, кроме продажи билетов, сразу же поступают в УЕФА, а потом эта структура распределяет их между клубами, согласно утверждённой схеме. Так мне на мой вопрос никто и не ответил. Все понимают, что сумма очень большая. Так или иначе, те доходы, которые УЕФА выделяет на клубы, распределяется, в основном, между пятью странами. К этим командам основной телевизионный и рекламный интерес. Они всегда на виду. Однако, если посмотреть на состав этих клубов, то конкретно их воспитанников очень мало. Большинство футболистов приобретаются.
Если не поддерживать футбол «внизу», то будущего у футбола не будет. Мы сейчас видим это на примере нашего чемпионата. Он выровнялся. Но выровнялся, если можно так сказать, не в лучшую сторону. Он выравнивается вниз. Мы видим, что «Шахтёр» — это безусловный лидер. А даже то «Динамо», которое ещё два года назад обыгрывало своих конкурентов без особых проблем, сейчас испытывает трудности. Футбол в Украине слабеет. Если так же будет продолжаться, это же ждёт и Европу.
Нужно пересматривать и сумму платежей солидарности. То есть, те кто принимает участие в еврокубках, и так получают деньги от УЕФА. Те же, кто не играет в еврокубках, тоже получают деньги, так называемые платежи солидарности, но это ничтожные суммы. Многие говорят, что этот платёж должен быть увеличен. Но увеличить его нужно для всех.
Не должно быть так, что ТОП-клубы получают десятки или даже сотни миллионов, а кто-то 100 тысяч.
Все понимают, что тот формат, который играется десятилетиями, надоедает. Хотят создать элитную лигу, где между собой будут сражаться лучшие клубы ведущих чемпионатов. Какое-то время доход от этого будет большой. Но если и дальше будут играть между собой только «Реал», «Барселона», «Манчестер Сити» и ПСЖ, то для болельщика обычного периферийного городка это будет не интересно. К примеру, итальянскому болельщику, возьмём, клуба «Бари», тоже хочется увидеть свой клуб в еврокубках и ждать приезда в город топовой команды. Все это понимают, но футбольная элита, видимо, не особо.
— Исходя из ваших слов видим следующее. Первое, такие встречи нужны. Второе, продвижение в указанных вопросах всё же есть.
— Продвижение есть только в одном – появление нового турнира. Это Лига Конференций. Она появится, начиная с 2021 года и некоторые команды получат дополнительный шанс проверить себя в еврокубках.
Нужно понимать, что представительство клубов в Лиге Чемпионов и Лиге Европы от определённых стран может даже уменьшиться. У Украины уйдёт очень большой коэффициент в этом году. А что наш футбол наберёт в нынешнем сезоне – это вопрос. Вполне возможно, что мы не сохраним то место, которое даёт право на участие двух команд в Лиге Чемпионов и лишимся одного места в Лиге Европы. Возможно, это будет уже через сезон. Нас подпирают Австрия, Чехия, Турция. Мы уже десятые. А чтобы всё осталось как есть, нужно быть не ниже 12-го места.
— Сергей Васильевич, давайте от глобальных вопросов вернёмся к «Заре». Скоро будет полгода, как у руля команды встал Виктор Скрипник. Вы уже наверняка определились с промежуточной оценкой.
— Всем нужно понимать, что приход нового человека в любом деле и коллективе, тем более, руководителя, это всегда изменения. Как в кадровом составе, так и в тактике, понимании, перспективах и рисунке игры. Не всегда это делается очень быстро. Поэтому могут быть перепады в результатах. Команда привыкает к тренеру, а тренер к команде. Он ещё не изучил возможности каждого игрока, но, что положительно для меня, я вижу ротацию. Тренер не боится менять по несколько игроков от матча к матчу. То есть, он доверяет всем. Ещё один факт: психологическая обстановка в команде.
— Стало намного меньше нервозности.
— Так и есть. Психологическая обстановка изменилась значительно в лучшую сторону. Футболисты больше улыбаются, у них светятся глаза, они больше общаются друг с другом. Раньше мы даже когда ехали в автобусе даже с выигранных матчей, стояла гнетущая тишина. Сейчас, несмотря на результат, ребята ведут себя иначе, понимая, что это не последняя их игра. Понимают, где ошиблись, что сделали не так. Тренер настолько их поддерживает и воодушевляет, что они ведут себя по-другому. Я был очень удивлён, что футболисты сами собираются, общаются и беседуют. Понимают, какие совершили ошибки и сами ищут пути выхода из сложившейся ситуации. Это тоже положительный момент. Обстановка в команде изменилась в лучшую сторону.
— Что же касается самой игры. Многим очень нравится наш атакующий футбол.
— Скажу не только своё мнение. Многие говорят о том, что самые зрелищные игры в чемпионате – это игры «Зари» с «Шахтёром» и «Динамо».
Я конечно не специалист в тренировочных процессах, но на тренировках иногда бываю и атмосферу вижу. Видно стремление к атакующей игре, как у тренера, так и у всей команды в целом.
Я читаю прессу, слушаю журналистов и комментаторов, которые говорят о том, что против «Зари» сегодня команды закрываются. Так же, как против «Шахтёра» и «Динамо».
Если брать в учёт последние четыре матча чемпионата, то наши соперники преимущественно отходили назад не то, что за центральную линию, а часто и на линию штрафной. Лишь «Десна» шла вперёд в первом тайме, но во втором и они отошли в оборону, играя на удержание счёта. Да, нам удалось преодолеть эту оборону, но со «Львовом» это сделать не удалось, хотя их было десять человек. А затяжки времени со стороны соперника… Когда видим, что игроки «Львова» затягивали игру уже с первых минут, то арбитры должны были принимать какие-то решения. Нужно не бояться показывать карточку на пятой минуте.
У меня давно была мысль об изменениях в правилах. Когда футболист получает травму и судья считает, что она тяжёлая, он, соответственно, нуждается в помощи врача, пусть 5-10 минут на поле не выходит, восстановится, отойдёт. И если в эти 5 минут команда пропустит гол, поверьте, все будут бегать, вскакивать и никто не будет просто так валяться и симулировать. А если игрок действительно получил травму, то замена будет сделана незамедлительно.
— Когда-то вы говорили в интервью, что хотели бы видеть игру нашей команды первым номером. Сейчас это время пришло.
— У многих команд, когда они выходят на игру задача одна – не проиграть. Кто-то выбегает вперёд, забивает и снова возвращается в глухую оборону. Наша главная задача – побеждать. Поэтому мы идём вперёд, раскрываемся, не забывая показывать зрелищную и результативную игру. И это вселяет оптимизм. Мы не исключаем борьбы за высокие места, набор очков. Но для нас важно показывать красивый футбол. Тот футбол, который нравится болельщикам. Кому интересно смотреть на вымученную ничью? Если важен лишь результат, то футбол смотреть необязательно. Достаточно посмотреть в таблицу и всё понять. А люди приходят на трибуны смотреть зрелищный футбол.
— Как часто вы общаетесь с Виктором Скрипником сейчас? Насколько вы советуетесь с ним, а он с вами?
— Да, я могу высказать своё мнение, но я не тренер и лезть в его работу не могу. Никому и никогда я не говорил и не говорю кого нужно, а кого не нужно ставить. Могу сказать лишь личное мнение. Решение всегда есть, было и будет за тренером.
— Сейчас одни из лидеров команды – Богдан Леднев и Назарий Русин. Они арендованы у «Динамо». Смотрите ли вы в будущее относительно этих игроков?
— Мы понимаем, что рано или поздно срок аренды закончится. Сейчас они являются и лидерами молодёжной сборной. Моё мнение: если они продолжат так же относиться к работе и к своему делу, то могут стать одними из лидеров украинского футбола в целом. Нужно понимать всем, что «Заря» и Виктор Скрипник дают им возможность раскрыться. Находясь сейчас в «Динамо», они не сыграли бы ни в еврокубках, не получили бы того количества игрового времени во внутреннем чемпионате.
— Вы, как и прежде, придерживаетесь правила разумной аренды.
— Моё предложение: один клуб может отдавать в аренду не более трёх футболистов в сезоне и принимать не более чем трёх игроков. Тогда не будет массовой скупки молодёжи и переманивания исполнителей из одной команды в другую. Игроки переходят, потом сидят до футбольной старости на скамейке, нигде так толком и не заиграв. Это губит футбол.
— Уже совсем скоро зимняя пауза. Наверняка есть наброски относительно зимних сборов.
— Традиционно сборы мы проведём в Турции. Уже практически определились с отелями. В этой стране хорошее соответствие цены и качества. Самое важное, чтобы в отеле было немноголюдно, были хорошие поля, тренажёрный зал и бассейн. А дальше дело будет за спаррингами.
— Хотелось бы прояснить ситуацию с Димой Литвином.
— Этот момент мы упустили. Думали, можем, так как он наш игрок, заявить его в любое время. Но закрылось трансферное окно и всё. Когда поняли, что Лазио травмирован, попытались заявить Литвина, но было поздно.
— Немного о матчах Ю-21 и Ю-19. Для вас критично важен результат в этом случае или на первом месте – подготовка кадров для первой команды?
— Результат абсолютно не важен. Они пытаются создать игру по модели первой команды. Молодым футболистам это даётся сложно. Не скажу, что их игра мне не нравится.
Мы не имеем сейчас тех возможностей, которые были в Луганске. Там у нас была своя академия, спортивный интернат, где жили дети. Из области мы могли собирать всех, кто нам нужен. Здесь пока что такой возможности нет.
Да, мы сотрудничаем со школой запорожского «Динамо», но там тоже стоит вопрос с полями. Может быть, мы построим там искусственное поле и тогда будет чуть проще. Одним словом, самый серьёзный вопрос сейчас – это вопрос полей.
— На фоне всех событий, которые сейчас происходят в Украине, многие считают «Зарю» финансовым середняком. Каким вы видите ближайшее финансовое будущее команды и насколько важно для нас попадание в еврокубки?
— Практически для любого европейского клуба важно попадание в еврокубки. Это не только престиж. Это деньги. Каждый клуб, согласно Fair Play, обязан показывать свои доходы и тратить столько, сколько зарабатывает. Для «Зари» попадание в еврокубки – крайне важный фактор. И определённая часть бюджетов клубов зависит от денег УЕФА. У кого-то это пятая часть, а у кого-то половина, а у кого-то и 2/3 бюджета.
Да, мы продаём трансферы ведущих футболистов. Это вынужденный момент. Да, если бы они остались, игра команды была бы лучше. Но тогда встал бы вопрос финансов. Клуб должен за что-то жить. А стоит это сейчас очень немало. Дорожает всё. Как для граждан Украины, так и для футбольных клубов. Футболистам нужно платить зарплату, кормить, лечить, они должны летать самолётами на игры. Да, можно ездить автобусом, но и другой результат тогда будет. Футболистам нужно предоставлять экипировку, а ещё содержать поля, оплачивать аренду стадиона и базы, выделять деньги на проведение игр. Плюс, платить зарплату сотрудникам клуба, которые обеспечивают работу нашей организации. Одним словом, это всё деньги. Каждый может представить себя президентом или гендиректором клуба и просчитать, сколько нужно денег для существования клуба. Меня как-то критиковали за то, что я клуб называл предприятием. Так вот, я чётко услышал в УЕФА, что клуб – это футбольное предприятие. Они работают по тем же экономическим правилам. Только клубу тяжелее зарабатывать деньги.
— Вы продолжаете традицию своего общения с болельщиками в рамках Интернет-конференций.
— Да, иногда я отвечаю на вопросы болельщиков на нашем сайте с помощью Интернет-конференций. Считаю, её нужно провести, но это, наверное, будет моя финальная конференция. В будущем пока что я не вижу смысла их проводить. Но учитывая то, что после смены тренера у нас не было подобных конференций, я готов ответить на вопросы. Она будет анонсирована в ближайшие дни на сайте клуба.
Пресс-служба ФК «Заря»