Никита Каменюка — об окончании карьеры, сборной Украины, битве за серебро, Скрипнике, и семье
Для украинских болельщиков Никита Каменюка не нуждается в особых представлениях. Легенда «Зари», 35-летний защитник, отдавший родному клубу без малого 16 лет, отыгравший более двухсот матчей, одевший футболку луганской команды еще юношей и ставший ее капитаном – это все он. Меняются времена, проходят годы, а игроки, преданные от начала и до конца одному клубу, по-прежнему в цене и вызывают у всех только уважение. На финише сезона-2019/20 Никита Каменюка объявил о завершении карьеры и согласился ответить на вопросы Footboom.
«ПОСЛЕ ПОЕДИНКА С “ДЕСНОЙ” ПООБЩАЛСЯ С ФАНАТАМИ»
– Никита, решение повесить бутсы на гвоздь окончательное?
– Да, именно так. Я принял его, исходя из ситуации, из предложения, сделанного клубом, после того, как посоветовался с семьей.
– Что предложила тебе «Заря»?
– Я буду работать помощником тренера команды U-19 «Зари» и учиться на тренерских курсах. У меня есть лицензия категории С, но нужно двигаться дальше. Я подам заявление в УАФ на учебу – это можно сделать и онлайн, в Киев ехать не обязательно.
– Прощальный матч в твою честь будет организован?
– Ни о чем таком мы не объявляли. Просто перед стартом нового сезона состоится какое-то мероприятие, посвященное мне. Ничего другого мы с «Зарей» не обсуждали. Мой прощальный матч состоится в Луганске…
– Финиш твоей карьеры прошел при пустых трибунах. Не обидно?
– Согласен, с болельщиками на стадионе все было бы ярче. Да и чемпионат минувший обрел бы новые краски. После завершающего поединка – с «Десной», я пообщался с фанатами «Зари» – у нас хорошие отношения.
«УЖЕ ШЕСТЬ ЛЕТ ЖИВЕМ В ЗАПОРОЖЬЕ – ЗНАЕМ ВСЕ»
– Клубы первой и второй лиг не просили помочь им в следующем сезоне?
– Я даже не стал бы рассматривать такие предложения. В моих планах была только «Заря» – или я продолжаю работать в родном клубе, или нигде. Хватит ездить…
– Запорожье стало для тебя и всей команды своим городом?
– Да, мы уже привыкли. Старались все это время завоевать любовь запорожских болельщиков. Помню, когда только приехали в Запорожье, фанаты местного «Металлурга» приходили на стадион, поддерживали нас. Уже шесть лет живем в Запорожье – знаем, где можно отдохнуть, покушать, погулять.
– Ты в «Заре» с 1999 года начал играть?
– Нет, в то время я еще школьником был, и в 2002 году только аттестат получил. Карьера моя в «Заре» началась в 2004 году, в первой лиге, когда я сыграл своей первый матч. Помню этот поединок очень хорошо – мы выиграли у «Нефтяника-Укрнафта» со счетом 1:0, и я тогда вышел на замену.
– Что за командировка была у тебя в начале карьеры в «Авангард» (Ровеньки)?
– Меня отдали в аренду в 2003-м. «Авангард» тогда тренировал известный тренер Анатолий Куксов. Там я и начал играть во взрослый футбол. Через год Куксов перешел в «Зарю» и забрал меня с собой.
– Некоторые источники утверждают, что в 2007 году ты ушел из «Зари» после конфликта с главным тренером команды Александром Косевичем…
– Никакого конфликта с Косевичем не было. Произошло недопонимание. Он по-своему понимал игру, а я по-своему. Этот эпизод пошел мне только на пользу. Тогда я ушел в «Мариуполь» (в те годы – «Ильичевец», – прим. авт.), где главным тренером был Семен Альтман. У Альтмана я многому научился. Через год вернулся в «Зарю», откуда мне позвонил Анатолий Волобуев. Вернулся без раздумий, хотя с мариупольской командой, которая выиграла первую лигу, контракт у меня был еще на два года.
«РАССТРОИЛСЯ, КОГДА НЕ ПОПАЛ НА ЕВРО-2016»
– За сборную Украины ты сыграл один матч – с Кипром, в 2016 году. Нет ощущения, что был способен на большее, но шанса не получил?
– Я был счастлив, когда удалось выйти на поле в «сине-желтой» футболке. Против Кипра я вышел на замену, и помню, что игра была жесткая… Тогда я ощутил атмосферу международных матчей, целей каких-то перед собой не ставил, но старался проявить себя как можно лучше, в том числе и в клубе, и доказать всем, что я готов играть на высоком уровне. Я понимал, что в сборной сильная конкуренция, но мне хотелось большего.
– Твоя история в национальной команде имела продолжение?
– Да, с «сине-желтой» дружиной я прошел сбор в Италии накануне Евро-2016, был в обойме. Однако, на финальную часть турнира во Франции не попал. Конечно, очень расстроился тогда.
– Финал Кубка Украины-2015/16 также можно отнести к большим разочарованиям?
– Безусловно, трофей хотелось бы выиграть. Но я не согласен с утверждением, что в финале обиднее проигрывать, чем в полуфинале. Любое поражение болезненно. Тогда мы уступили «Шахтеру», который и вошел в историю, ведь запоминаются только победители.
– Какой из забитых тобою мячей самый памятный?
– Я все свои голы хорошо помню, но выделять какой-то один не хочу. Я же не Серхио Рамос… Хотя, и в моей карьере было много важных и красивых голов.
– В 2018 году судьба занесла тебя в «Верес». Почему возник этот вариант?
– Просто хотел играть. Я благодарен «Вересу» за предоставленную мне тогда возможность выходить на поле. За команду из Ровно я играл в аренде на полгода, и провел восемь матчей. Неприятный осадок у меня остался только от того, что я не помог «Вересу» пробиться в еврокубки. Но для себя лично, после выступлений за «Верес» я четко определил – могу еще!
«ЗА 35-ЛЕТНЕГО НИКТО СЕЙЧАС СТОЛЬКО НЕ ЗАПЛАТИТ…»
– Ты играл и на правом, и на левом фланге – где все-таки было комфортнее?
– Справа, конечно. Это мне ближе. Но и слева я старался проявить все лучшие свои качества.
– Помнишь, свою максимальную стоимость на трансферном рынке, и когда это было?
– Наверное, когда за сборную Украины сыграл. Но сумму не помню.
– В 2015 году Никита Каменюка был оценен в 1,2 млн. евро, а на момент окончание твоей карьеры – в 200 тысяч евро. Кстати, предложений от зарубежных клубов не поступало?
– Думаю, даже 200 тысяч за 35-летнего футболиста сейчас никто бы не заплатил. Что касается предыдущих лет, то я никогда не слышал об интересе ко мне из-за рубежа. Может руководство «Зари» с кем-то общалось, но мне не говорило, не знаю… Если бы прозвучало конкретное предложение, то можно было бы попробовать силы заграницей. Однако, для меня всегда важным было, чтобы «Заря» не осталась внакладе. Я патриот «Зари» – этот клуб дал мне все, что у меня есть.
«СКРИПНИК СКАЗАЛ, ЧТО НИКУДА НЕ УХОДИТ!»
– В конце матча 32-го тура чемпионата Украины с «Десной» ты очень эмоционально реагировал на события на поле. Расстроен тем, что «Заря» упустила шанс занять второе место и принять участие в квалификации Лиги чемпионов?
– Ощущения двоякие. На протяжении всего сезона мы сражались за серебро, и такая вот развязка. Однако, следует помнить, что могли даже на четвертом месте оказаться… Кстати, только на 86-й минуте поединка с «Десной» я узнал, что «Динамо» проигрывает «Колосу». Но ребята на поле не знали результат параллельного матча. Конечно, я ждал, что вот-вот забьем второй гол, моменты ведь были.
– Когда появилась информация о возможном уходе из «Зари» в «Динамо» Виктора Скрипника, тревога в команде не возникла?
– Скрипник сказал нам, что никуда не уходит! Да, в какой-то один день, помню, был такой слух, но мы все ориентировались на то, в чем нас твердо заверил наш тренер.
– В «Динамо» вместо Скрипника на тренерском мостике оказался Мирча Луческу – это назначение тебя удивило?
– Не скрою, я немного удивлен. Но в «Динамо» есть президент клуба, который принял такое решение. Обсуждений вокруг очень много, но это решение президента киевского «Динамо», и точка.
«СТАРШИЙ СЫН ЗАНИМАЕТСЯ ФУТБОЛОМ»
– К финишу карьеры, к 35-ти годам травмы и болячки разные профессиональные не замучили?
– Нет, я чувствую себя нормально. Я здоров и сезон завершил без травм. Сейчас вот съездили с семьей на море, отдохнули.
– Теперь ты сможешь больше времени проводить с семьей, родные довольны этим?
– Конечно, жена Анастасия и два сына – 10-летний Матвей и двухлетний Александр очень рады. Они, также, как и я, уже привыкли жить в Запорожье. Снимаем квартиру, клуб помогает. Ничего не поделаешь, это жизнь… Старший сын занимается футболом – в запорожском «Металлурге». Посмотрим, что из этого получится. Но, думаю, ему тяжелее будет, чем мне.
– Купить квартиру в Запорожье и окончательно пустить там корни не хотели?
– Такого мы не планировали. На постоянной основе – нет.